Британсκий лоуκостер EasyJet прекращает перелеты между Лондонοм и Мосκвой с 21 марта 2016 гοда, сοобщила в пятницу κомпания. Решение в авиаκомпании объясняют падением спрοса на перелеты в пοследние месяцы из-за «пοлитичесκой ситуации, слабοсти рοссийсκой эκонοмиκи и ужесточения прοцедуры пοлучения виз». Впрοчем, перевозчик не исκлючает возмοжнοсти возобнοвления рейсοв пο этому маршруту пοсле восстанοвления спрοса.
Яна Цинοева, Егοр Попοв
Эксперт отмечает, что при текущей κонъюнктуре рынκа EasyJet выгοднее пοставить самοлет, летавший в Мосκву, в летнем сезоне на бοлее прибыльные курοртные направления. Андрей Крамаренκо считает, что EasyJet пοстарается вернуться в Россию, κак тольκо рынοк восстанοвится, претендовать на рοль вторοгο перевозчиκа мοгла бы Virgin Atlantic Airways, нο при текущей κонъюнктуре авиаκомпании это тоже вряд ли будет интереснο.
В марте этого года EasyJet уже сократил количество рейсов между Лондоном и Москвой до семи в неделю, раньше еженедельно было 13 рейсов по этому маршруту. В мае EasyJet сообщила, что с 23 октября останавливает полеты между Москвой и Манчестером также из-за низкого спроса на этот маршрут. Российско-британское межправительственное соглашение о рейсах между Москвой и Лондоном предусматривает, что на этом маршруте могут работать по два перевозчика от каждой страны. Кроме EasyJet сейчас рейсы осуществляет «Аэрофлот», «Трансаэро» и British Airways.
При этом не только европейские игроки сокращают свое присутствие на российских маршрутах. Например, израильская El Al закрыла рейсы между Петербургом и Тель-Авивом. С конца марта из России полностью ушла Thai Airways. В целом, по данным Росавиации, за первое полугодие 2015 года объемы перевозок иностранных авиакомпаний в Московском авиаузле сократились на 20% до 5,7 млн человек, международные перевозки упали на 9,8%.
При этом вторые перевозчики, назначенные на маршрут, должны заключить соглашение о коммерческом взаимодействии, предусматривающее взаимное предоставление кодов и продажу билетов на рейсы партнера. Сейчас это соглашение действует между EasyJet и «Трансаэро», которая скоро будет продана «Аэрофлоту» за символический 1 руб. Впрочем, независимый авиационный эксперт Андрей Крамаренко считает, что потенциальный уход «Трансаэро» с рынка «вряд ли как-либо повлиял на решение EasyJet о прекращении полетов в Россию». «Во многом это соглашение имело формальный характер, решение EasyJet действительно, в первую очередь, связано со сложной ситуацией на российском рынке международных перевозок», - полагает эксперт. Он поясняет, что если «Аэрофлот» и British Airways могут обеспечивать относительно стабильную загрузку на маршруте Москва-Лондон, например, за счет корпоративных и постоянных клиентов, то турпоток в Лондон, на который ориентировались EasyJet и «Трансаэро», падает на фоне девальвации рубля и дороговизны британской визы.
В феврале крупнейшая чешская авиакомпания Czech Airlines заявила, что сократит число рейсов в Россию из-за падения спроса на билеты в этом направлении на 20%. Кроме того, крупнейший скандинавский перевозчик SAS сократил рейсы из Москвы и Петербурга в Стокгольм и Копенгаген, Air Berlin прекратила рейсы в Петербург и теперь летает только в Москву и Калининград.
На фоне кризиса в российской экономике и падения турпотока европейские авиакомпании активно сокращают рейсы в Россию. Например, в начале августа германская авиакомпания Lufthansa сократила количество рейсов в Россию и ушла из аэропорта «Внуково», из российских городов Lufthansa летает теперь только в Москву и Петербург. Перевозчик объяснил отмену рейсов «сохраняющейся сложной экономической и политической ситуацией».